Документация кафедры


План работы кафедры
Отсчет заведующей кафедры за 2016-2017 учебный год
Отсчет заведующей кафедры за 2016-2017 учебный год (презентация)
Положение о кафедре
Положение о планировании работы, отчетности и оценки научно-педагогических работников Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина
ПРАВИЛА назначения и выплаты стипендий в Харьковском национальном университете имени В.Н. Каразина

Утверждено на заседании кафедры (протокол №3 от 17.11. 2011)

Стратегические направления развития
кафедры социально-экономической географии и регионоведения
на 2012 - 2020 годы

Вступление. Стратегия развития кафедры социально-экономической географии и регионоведения лежит в русле проекта Национальной стратегии развития образования в Украине и определяет основные направления, приоритеты, задачи реализации последней.
Выполнение ее должно способствовать качественным изменениям по повышению конкурентоспособности специалистов специальности «Экономическая и социальная география» (бакалавров и магистров).
Основные стратегические направления развития кафедры:
- Оптимизация структуры и содержания учебных планов по специальности «Экономическая и социальная география»;
- Обеспечение оптимальных условий обучения, самообразования и саморазвития студентов;
- Компьютеризация и информатизация учебного процесса и исследований студентов, аспирантов и преподавателей;
- Развитие дистанционного обучения;
- Обеспечение условий для инновационной деятельности кафедры;
- Развитие межвузовского и международного сотрудничества;
- Материальное обеспечение учебной и научно-исследовательской работы.
Обеспечение инновационной деятельности кафедры планируется проводить в русле и в тесном сотрудничестве с инновационным центром ХНУ имени В.Н. Каразина, привлекать к этому процессу научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов кафедры.

Учебно-методическая работа
Учебная работа будет направлена ​​на подготовку специалистов в области экономической и социальной географии в рамках Болонского процесса на основе новейших инновационных педагогических и информационных технологий. С этой целью планируется:
1. Разработка и внедрение новых лекционных курсов «Информационная география и ГИС», «Информационные технологии в территориальном менеджменте», «Моделирование социогеосистем», «Районное планирование», «Муниципальное управление». Изучение этих дисциплин усилит теоретическую и прикладную составляющую учебного процесса, позволит студентам ознакомиться с инновационными методиками общественно-географических исследований, овладеть навыками регионального анализа и прогноза.
2. Открытие учебной специализации «Информационная география и территориальная организация общества» даст возможность привлечь больше абитуриентов и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
3. Завершение оформления полного комплексного учебно-методического обеспечения всех учебных дисциплин (методические указания, учебно-методические комплексы, словари, учебные пособия и т.п.) и создание соответствующей электронной базы данных. Учитывая растущее количество студентов-иностранцев, 100% обеспечения их соответствующей методической литературой на двух языках
4. Разработка программы альтернативных практик для иностранных студентов, обеспечив их соответствующими методическими материалами.
5. Обеспечение постоянного расширения методических и научных материалов в репозитории ЦНБ ХНУ.
6. Использование компьютерных технологий при преподавании учебных дисциплин, в частности переход на 100% мультимедийное сопровождение всех курсов учебного плана, которые излагаются кафедрой.
7. Разработка мероприятий по реализации обучения студентов по дистанционной форме.
8. Введение отдельных спецкурсов с преподаванием на английском языке.
9. Более активное и результативное привлечения студентов к участию в конкурсах, олимпиадах: конкурс стипендиальной программы «Завтра.UA» Фонда Виктора Пинчука, конкурсы студенческих научно-исследовательских работ ХНУ имени В.Н. Каразина, Всеукраинская студенческая олимпиада по географии и т. Обеспечить регулярное проведение заседаний дискуссионного клуба студентов (ежемесячно), на которых будут обсуждаться вопросы развития общественной географии, результаты научно-исследовательской работы студентов.
10. Усиление научной составляющей при выполнении дипломных работ на основе личных и групповых экспедиционных исследований, прохождение производственной практики на базе учреждений и организаций, определение тематики реальных научных исследований, которые могут быть продолжены в рамках аспирантуры.
11. Активизация профориентационной работы, для чего планируется постоянное обновление презентационных материалов и соответствующей страницы сайта кафедры.

Научно-исследовательская работа

Работа кафедры направлена ​​на выполнение научно-исследовательской темы «Общественно-географические особенности социальной безопасности региона как фактора его устойчивого развития в аспекте рационального природопользования».
Основные направления работы кафедры в аспекте указанной выше научной тематики:
1. Участие в конкурсах на получение грантов и права выполнять научно-исследовательские работы за счет государственного бюджета и других средств.
2. Работа с аспирантами и соискателями, защиты кандидатских диссертаций:  Кобылин П.А., Кравченко К.А., Куденко А.Р., Мазурова А.В., Полевич И.А., Соколенко А.В., Ткаченко С.В., Чуев А.С., Шинкаренко Д.А.
3. Завершение научных исследований «Общественно-географические основы устойчивого развития украинского-российского пограничья», «Геоэкономические и цивилизационные основы формирования глобального социально-экономического пространства», «Особенности функционирования и территориальной организации агропромышленного комплекса Северо-Восточного региона Украины в аспекте интеграции Украины в ВТО ». Подготовка и публикация монографий «Сфера культуры Луганской области (общественно-географический аспект)," "Сфера религии Харьковского региона: проблемы и перспективы» ,«Агропромышленный комплекс Северо-Восточного региона Украины: особенности формирования, функционирования и территориальной организации».
4. Освещение и обсуждение результатов научных исследований при ежегодных научно-практических конференций с международным участием «Регион: стратегия оптимального развития» и конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Регион: общественно-географические аспекты». По итогам работы конференций будут выдаваться их материалы, в которых отображаются различные аспекты проблем регионального развития и методики региональных общественно-географических исследований.
5. Проведение комплексной учебно-исследовательской студенческой экспедиции в районах Харьковской области (ежегодно в июне), направленной на изучение общественно-географических особенностей развития территорий низового административного уровня, закрепленные теоретико-методических навыков студентов, формирование соответствующих компетенций. Результаты исследований будут оформлены в виде отчетов и представлены районным органам государственной власти и местного самоуправления, в частности для использования в учебно-воспитательном процессе учебных заведений региона. В ходе экспедиционных исследований будет осуществляться выявление наиболее способных к научной работе студентов с целью дальнейшего обучения в аспирантуре.
6. Издание межрегионального сборника научных трудов «Журнал социально-экономической географии» (дважды в год), что позволяет публиковать результаты научных исследований преподавателей и аспирантов кафедры, а также расширяет связи кафедры с учеными из других регионов Украины и зарубежья.
7. Начало собственного сайта «Журнала социально-экономической географии» с целью распространения научных достижений преподавателей, аспирантов, студентов.
8. Организационная работа по включению «Журнала социально-экономической географии» в международную базу данных Scopus, что позволит поднять профессиональный уровень и расширить представительство журнала за счет увеличения количества публикаций на английском языке, и повышение качества публикаций.
9. Научное сотрудничество с украинскими и зарубежными вузами и научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытом научной работы, изучение новейших методик исследований, обмена учебными пособиями и тому подобное.
10. Работа по организации международного сотрудничества, в частности для решения вопроса стажировки преподавателей и аспирантов в родственных вузов ближнего и дальнего зарубежья, совместной работы по поиску грантов и их выполнения.
11. Повышение эффективности работы научно-исследовательской лаборатории региональных общественно-географических исследований за счет выполнения реальных тем научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов, в т.ч. и через соответствующие гранты.
12. Проведение постоянно действующего кафедрального научно-методического семинара по привлечением ученых из других вузов и научных учреждений, в т.ч. в onlinе режиме.

Воспитательная работа

Воспитательная работа будет направлена ​​на формирование личности, активной жизненной позиции студентов. Важную роль в этом процессе должны играть кураторы. Основные направления работы:
1. Проведение кураторских часов, на которых обсуждаются проблемы обучения, воспитания, формирования личностной и общественного поведения, национального самосознания и тому подобное.
2. Обеспечение реального функционирования органа студенческого самоуправления кафедры, особое внимание при этом обратить на воспитание и научную деятельность студентов.
3. Привлечение студентов к участию в воспитательных мероприятиях на кафедре: День первокурсника, День кафедры, День студента, Новый год, День выпускника.
4. Культурно-массовая работа: посещение театров, музеев, выставок, экскурсий с целью изучения родного края, знакомства с разными регионами Украины и зарубежья, что позволяет повышать культурно-образовательный уровень студентов.

Кадровое и материальное обеспечение

1. Повышению профессионального уровня сотрудников кафедры способствовать подготовка и защита кандидатских диссертаций по следующим направлениям исследований:

Кобылин П.А. «Территориальные особенности торгового обслуживания населения Харьковской области»

Кравченко Е.А. "Общественно-географические и пространственные особенности формирования и развития системы расселения Харьковской области"

Куденко А.Р. «Общественно-географические аспекты организации территориальных систем обращения с отходами потребления (на примере Харьковской области)»

Мазурова А.В. «Общественно-географические особенности пространственности организации крупного города (на примере города Харькова)»

Полевич И.А. «Инновационно-инвестиционный потенциал Харьковского региона: общественно-географический аспект»

Соколенко А.В. «Общественно-географическая оценка туристско-рекреационных ресурсов региона (на примере Харьковской области)»

Ткаченко С.В. «Аспекты энергетической безопасности государства как весомого фактора социально-экономического развития стран»

Чуев А.С. «Пространственный анализ антропогенной инфраструктуры мегаполиса через средства ГИС (на примере города Харьков)»

Шинкаренко Д.А. «Коммуникационная инфраструктура региональной социогеосистемы (на примере Харьковской области)»

2. Подготовка и защита докторских диссертаций:

Ю.И. Кандыба «Особенности функционирования и территориальной организации агропромышленного комплекса Северо-Восточного региона Украины в аспекте интеграции Украины в ВТО»;

К.Ю. Сегида «Оценочно-прогностическая модель демографической системы региона».

3. Привлечение ведущих отечественных и зарубежных специалистов к преподаванию спецкурсов, чтения отдельных лекций, в частности в интерактивном режиме, для чего необходимо создать кафедральную веб-лабораторию.

4. Постоянное обновление сайта кафедры трех языках.

5. Постановка вопроса перед руководством факультета об обязательном финансирования командировок сотрудников, которые работают над кандидатскими и докторскими диссертациями.

6. Обеспечение подключения всех компьютеров кафедры к глобальным информационным ресурсам, что обеспечит доступ ученых, преподавателей, студентов к новой информации, с возможностями глобального образовательное пространство.

7. Обеспечение учебного процесса и научно-исследовательской работы лицензированными компьютерными программами.

8. Повышение уровня обеспечения студентов компьютерами в соотношении 1 студент - 1 компьютер (или нетбук).