Воспитательная работа


К непосредственным задачам воспитательного процесса ВУЗа входит формирование высокого уровня составляющих менталитета личности, в частности «социальных наук», «отношение к себе и миру», «взгляды на мир», «оценка окружающей деятельности», «стереотипы мышления», «убеждения», «идеалы» ,«интересы», «социальные установки», «стереотипы поведения», «поведенческие альтернативы», «национальный характер», «народный дух» и многие другие.

Преподавательский состав кафедры социально-экономической географии и регионоведения постоянно сотрудничает со студентами в научном, культурно-духовном аспектах. Воспитательные мероприятия (беседы, кураторские часы, тематические лекции), организация и проведение традиционных праздников, основания собственных традиций - далеко не полный арсенал средств, который выступает неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса кафедры.

Подготовка, организация и проведение общекафедральных праздников способствует становлению кафедральных традиций, создаются условия для полноценного раскрытия творческих способностей и таланта студентов.

Посвящение студентов-первокурсников в ряды социо-экономико-географов

Ежегодно в первую неделю сентября устраивается праздничный прием нового пополнения - первокурсников в ряды социо-экономико-географов, поступивших на специальность "экономическая и социальная география". Как правило, на празднике присутствовали почетные гости, среди которых декан, проректор по научной работе, а также преподаватели и сотрудники, выпускники кафедры прошлых лет, студенты кафедры всех курсов и их родители - такая организация свидетельствует о высокой степени значение мероприятия и помогает первокурсникам почувствовать себя «своими». Проведение такого праздника позволяет не только ближе познакомиться с деятельностью кафедры и ее коллективом сотрудников и студентов, но и лучше познакомиться самым первокурсникам, проявить свои творческие и коммуникативные способности при подготовке к празднованию; больше узнать об университете, посетив интересную экскурсию в музее.

Традиционно студенты кафедры к празднику готовят презентации летних практик: незабываемая естественная практика в с. Гайдары, так называемый «курс молодого бойца»; интересная и богатая новыми впечатлениями межрегиональная практика второго курса, во время которой студенты посетили все социально-экономические регионы Украины, исследовали территориальную организации хозяйства соседней страны; комплексная учебно- исследовательская экспедиция студентов третьего курса в одном из районов области. Изюминкой праздника можно считать поздравление первокурсников выпускниками кафедры, которые приветствуют студентов первого курса с началом их студенческой жизни и торжественно передают им символы студенческой жизни кафедры, это «Символ кафедры» и «Ключ от знаний». Таким образом, приведенный воспитательное мероприятие способствует дружественному приема первокурсников и формирование в их сознании духа кафедры.   

 

 

День студента

«Профессиональный» день студенческой молодежи обычно празднуют громко и весело. Не является исключением и его празднование в стенах университета, где проводится приурочен к празднику КВН, викторины и конкурсы соревнования между студенческими командами. Для участия в КВН, обычно формируется две команды, в состав которых входят студенты всех курсов, что позволяет им ближе познакомиться друг с другом, пообщаться, поделиться опытом. Это, по нашему мнению, является важным методическим моментом в организации воспитательного мероприятия. Командные конкурсы спланировано так, чтобы студенты могли проявить свои интеллектуальные и творческие способности.

Кроме того, академические группы представляют в виде театрализованных номеров и фото коллажей свои студенческие будни и досуг. Преподаватели, в свою очередь, также готовятся к празднику и представят забавные моменты своей жизни на фотографиях. Такое общение студентов и преподавателей позволяет проводить воспитательные мероприятия в дружеской, почти семейной атмосфере и не только отдыхать, но и воспитывать искренность и откровенность у студентов, непосредственно своим собственным примером. Проведение подобных мероприятий является важным направлением воспитательной работы со студентами, в свою очередь способствует формированию не только дружественной атмосферы, но и улучшению организации учебного процесса.

 

 

 

Новогоднее празднование

Обычно, новогоднее празднование является ярким и проводится в формате карнавала. Каждая академическая группа готовит творческий номер; чаще всего это песни, танцы, смешные шутки, связаны между собой сюжетной линией. Такой формат празднования позволяет студентам проявить свои творческие способности и таланты.

Сама подготовка к празднику является важным воспитательным моментом на групповом уровне, это еще одна возможность лучше узнать друг друга, с точки зрения индивидуального воспитания - развитие коммуникативных компетенций личности. Новогоднее празднование требует значительной подготовки, однако позволяет студентам окунуться в непринужденную атмосферу новогодних праздничных эмоций, поздравить друг друга и отвлечься от зимней сессии на период празднования.

 

 

 

День отличника

Основанный в 2005 году кафедрой День Отличника, проводится в конце мая, когда летняя сессия уже сдана, и приурочивается к заключительному заседанию дискуссионного клуба. Декан и заведующий кафедрой подводят итоги о проделанной работе последнего года, отмечают успехи студентов во всех сферах жизни кафедры и университета: обучении, научной деятельности, участия в конференциях, самоуправлении, художественной самодеятельности и тому подобное. Награждение студенческого актива обычно проводится в трех «номинациях»: за отличные успехи в учебе, за активную научную работу, за помощь в организации и проведении конференции «Регион: общественно-географические аспекты». Активных и успешных студентов награждают почетными грамотами и ценными призами.

Проведение Дня отличника позволяет повысить значимость обучения, научной и общественной деятельности, а также сформировать положительный имидж активного студента. Это побуждает к новым достижениям и стремление самореализоваться в различных областях университетской жизни и несет положительное влияние на развитие личности студента.

 

 

Праздник выпускника

Выпускной бал является всегда желанным и в то же время печальным праздником, ведь с одной стороны начинается новая веха, с другой - завершается еще один период жизни. Студенческий выпускной - последний звонок беззаботного времени, время для того, чтобы вспомнить яркие моменты студенческой жизни и, возможно, наметить планы на будущее.

Ко дню выпускника готовятся все студенты, ведь за годы обучения на кафедре они подружились. Студенты готовят к празднику театрализованные поздравления, смешные видео-поздравление, небольшие презенты и стихотворные пожелания, в память о незабываемых года студентов-географов. Также студенты каждого курса стремятся что-то «подарить»  на память выпускникам: фильмы и фотоколлажи об их студенческой жизни, летние практики, детские годы; памятные колокольчики и книги. Обычно во время праздника, преподаватели и сотрудники кафедры вспоминают интересные моменты из студенческой жизни выпускников и составляют виртуальный портрет каждого из них. Выпускники получают цветы, подарки и почетные грамоты с определенными номинациям, в которых указывались личные качества и оригинальные достижения каждого из выпускников. В свою очередь выпускники делятся своими воспоминаниями, советами и пожеланиями с младшими товарищами, благодарят кафедру и университет за незабываемые студенческие годы.

Традицией кафедры стало завещать приказ заведующего кафедрой о «счастливой и достойной жизни и памяти о своей alma mater».

 

 

Кураторский час

Воспитательная работа группового уровня проводится на уровне академической группы и обеспечивается куратором, который с первых дней помогает студентам сформировать коллектив. Академгруппа проводит как индивидуальную, так и групповую организационно-воспитательную и культурно-просветительную работу, устанавливает связь с родителями студентов, выясняет личностные проблемы студентов и тому подобное. Именно куратору в наибольшей степени относится способствовать обеспечению в стенах вуза гармоничного развития, социальной активности, гражданской ответственности, интеллектуально-творческой деятельности, трудолюбия, предприимчивости и инициативности, других положительных качеств студентов.

Кураторы в академических группах сосредотачивают свое внимание на оказании помощи актива в планировании и проведении организационной и учебно-воспитательной работы, направленной на достижение качественных показателей успешности, поддержания дисциплины и повышение общественной активности студентов. Основными формами воспитательной работы на групповом уровне является кураторские часы, экскурсии и культурно-развлекательные мероприятия.

Кураторские часы является важной и наиболее распространенной формой воспитательной работы в академической группе. Они должны включаться в расписание и проводиться один раз в две недели в определенный день.

Целью кураторских часов является всестороннее гармоничное развитие личности, анализ собственных жизненных позиций, создание здоровой социально-психологической среды в группе, обеспечение формирования правильного отношения к объектам окружающей действительности, осознание себя носителем материальных и духовных ценностей, их сохранение и передача следующим поколениям. Кураторские часы обычно проводятся в форме тематических лекций, диспутов или беседы, в том числе и индивидуальные, ролевые игры, конкурсы, просмотры документальных видеофильмов по обсуждению т.д.